Прогулка по Аппиевой дороге

Прогулка по Аппиевой дороге

Прогулка по Аппиевой дорогеАппиева дорога — самая древняя и значимая из античных дорог стародавнего Рима. Дорога проложена более чем 2500 лет назад, проходит возле Лидо ди Фонди и является главным торговым маршрутом между Римом и Капуей. Благодаря этому маршруту было налажено общение Рима с другими странами.

Вдоль Аппиевой дороги расположено огромное количество памятников архитектуры, большая часть которых хорошо сохранилась и пригодна к эксплуатации в наше время. Это многочисленные гробницы и виллы республиканской и имперской эпохи, христианские и иудейские идолы и катакомбы, средневековые укрепления и башни, также постройки эпохи ренессанса и барокко.

Строить дорогу начал цензор Аппий Клавдий Цек около 300 лет до н.э. Первая ее часть, длиной более чем 200 км, соединяла Рим с Капуей. Сначала дорога была усыпана гравием, и до Таррачины, она была почти ровной, несмотря на Помптинские болота, которые приходилось систематически осушать, чтобы уберечь дорогу от разрушения. За Таррачиной она сворачивала в середину полуострова, по направлению к Фундам, по горам извивалась к Формиям, а оттуда к Минтурнам и Капуе.

Отрезок Рим – Капуя строился с 298 до н.э. На первых нескольких километрах дороги римляне построили красивые гробницы и памятники. Второй отрезок — от Капуи на юг, был проложен приблизительно в 240 до н.э. и шел к Беневенту, заканчиваясь в Брундизии.

Дорога, шесть метров шириной, была вымощена массивными плитами из серого базальта. Соединенные известковым раствором, они складывались так, что дорожное полотно было выпуклой формы и по ней свободно могли проехать, не столкнувшись, два воза. Также такая форма позволяла свободно стекать воде. Некоторые участки дороги проходили по засыпанным неглубоким авралам, а в некоторых местах вдоль нее были построены каменные стенки и скамейки. Аппиева дорога имела разветвления, благодаря которым, соединялась с другими большими дорогами, но ни одной из них не предавалось такое высокое значение – за ней смотрел куратор в ранге претора.

Иногда эту дорогу называют Старой Аппиевой дорогой, для того, чтобы не перепутать ее с другой дорогой с таким же названием, построенной в 1780 году между Римом и Албанским озером. Аппиева дорога имела огромное военное, высококультурное и торговое назначение. Теодор Моммзен считал ее военной магистралью.

Очень скоро римляне построили вдоль дороги исторические гробницы и памятники, убранство которых считалось престижным делом. Через 20 лет после открытия движения по Аппиевой дороге представители знатного римского рода Сципионов возвели склепы для захоронения мертвых, т.к. римским законом запрещалось проводить захоронения в черте города.

Значимость дороги сохранилась и в период Византии, как сообщение Рима с Новым Римом и Константинополем. За время правления Диоклетиана и Константина ,небольшие участки дороги были отреставрированы и обновлены.

В XXI веке Аппиева дорога стала самым популярным местом для проведения спортивных поединков. Во время Олимпийских игр в 1960 году в Риме, здесь соревновались легкоатлеты-марафонцы. Еще в древности Аппиеву дорогу называли царицей дорог, а в наше время ее структурой и древним возрастом восхищаются многие люди искусства и просто туристы.

Сегодня Аппиева дорога — государственная достопримечательность, частично асфальтирована, однако сохранились массивные участки дороги с античным каменным покрытием, следами от колесниц и повозок. Эта очень значимая постройка Рима, воспета многими поэтами и художниками всего мира, среди которых Гете, Байрон, Чарльз Диккенс, Гораций и многие другие.