ПОДЕЛИТЬСЯ

как правильно критиковать

Критика – это острый нож, которым, по неаккуратности, можно вырезать сердце. Иногда она действительно необходима, но, порой, слишком ранит. Критика относится к виду конфликтогенов, т.е. неприятных поступков, слов или ситуаций, которые могут привести даже к разрушению взаимоотношений между людьми.

Человек, которого критикуют, часто начинает отвечать той же монетой, пытаясь списать неприятные для себя слова –  на предвзятое отношение к себе, плохое настроение критикующего и тому подобное. Что приводит к обострению ситуации и вместо решения возникшей проблемы, вы получаете лишь обиды и упреки.

Во избежание неприятных последствий, лучше, конечно не высказывать свое мнение таким образом, но в случае, если критика необходима, стоит придерживаться некоторых правил, которые помогут сгладить конфликт:

  • Выслушайте – следует помнить, что до 40% критики идут не по адресу.
  • Говорите спокойно – агрессивный тон только навредит, причем как вам, так и вашему оппоненту.
  • Сначала похвалите – весьма действенный прием, помогающий сгладить острые углы. Подобный подход окажет помощь не только вашему собеседнику, но и, прежде всего, вам, ведь на фоне похвалы ваше мнение будет выглядеть взвешенным и терпеливым. Это очень важный этап, ведь отрицательные эмоции, в ответ на нелестные слова, могут полностью свести на нет пользу от ваших замечаний.
  • Критикуйте поступки – но только не человека.  Если сделать все правильно, каждый может согласиться, что допустил ошибку, особенно если все факты налицо. Не унижая человека – не получите ответной негативной реакции.
  • Не обвиняйте – лучше искать выход из создавшейся ситуации вместе. Обвинения никак не способствуют хорошим отношениям, а тем более конструктивным решениям. Человека нужно подтолкнуть к решению возникшей проблемы, а не к оправданиям своих действий. Вы, тем более, ничего не добьетесь, унижая достоинство другого. Некоторые люди, рассматривают критику, как способ показать другому свое превосходство. Другие же, любят акцентировать внимание на промахах другого, смаковать чьи-то просчеты и унижать этим его достоинство. В такой ситуации будет очень сложно сохранить какие-либо отношения, ведь подобная критика является фактором, изначально провоцирующим конфликт.
  • Только без свидетелей – если вы хотите сказать человеку что-то неприятное, лучше не делать этого при посторонних.  критика
    • Не акцентируете внимание – на ошибках, лучше сразу переходите к тому, как их исправить, ведь ничто так скрашивает неприятный момент, как его быстрое окончание.
    • Поставьте себя на место критикуемого – только в таком случае, вы будете иметь возможность высказать неприятные для человека вещи, не задевая при этом его гордость.

    Придерживаясь этих правил, вы сможете сохранить с человеком теплые отношения, даже при том, что вам придется говорить ему о неприятных для него вещах. Главное, о чем следует помнить, указывая человеку на его ошибки – никогда не стоит задевать его достоинство.