Часто вам приходилось слышать от педагогов, что их лекции не слушают? А почему? Предмет может быть скучный? На самом деле скучных предметов не бывает, бывают педагоги, которые не могут найти подход к своим ученикам, подать им материал так, чтобы было интересно слушать. Кроме того, некоторые педагоги сами сомневаются в увлекательности своего материала, а этого делать не стоит ни в коем случае. И ничего удивительного, что ученики, особенно в старших классах, должны икать такого специалиста, как, например, репетитор по истории ЕГЭ сложный экзамен, и сдать его без должной подготовки не получится.
Учителя, которые не уверены в своем предмете, рискуют принизить значимость материала, хотя, казалось бы, что может быть важнее, чем знание жизни предков. Ведь та же историю учит тому, чтобы не повторять своих ошибок. Какие же ошибки может совершить педагог, неправильно преподнося материал свои слушателям? Основные ошибки, это:
— предположение, что материал скучный и не интересен слушателям;
— возложение вины за преподавание этого материала на сторонние силы;
— упрощение материала;
— оправдание за учеников.
Скучный материал
Следует поставить себя перед фактом, что скучного материала не бывает. Например, та же история. Разве может быть скучной история целого мира на протяжении тысячелетий? Конечно нет. Но вот некоторые педагоги считают иначе. А вы попробуйте вместо скучных дат наполнить любое событие яркими красками. Почему вашего коллегу ученики слушают, у него тишина на уроках или лекциях, да и все они прекрасно освоили ту же программу, которую ваши слушатели никак не могут освоить. А дело просто в том, что ваш коллега по-настоящему увлечен своим предметом, он не может и мысли допустить, что материал этот не интересен. А сколько людей с удовольствием изучают экономику, хотя общепризнанное мнение – скучнее цифр быть ничего не может. Им просто попались отличные педагоги, которые любят и ценят свой предмет. Видимо, вам такой педагог не попался. Но даже если это так, постарайтесь пересмотреть свою точку зрения на дело, которым вы занимаетесь. Постарайтесь вдохнуть жизнь в свой предмет – видя вашу увлеченность, ваши ученики разделят ее с вами.
Вина третьих сил
Да нет на самом деле никакой вины, как нет самих третьих сил. Вы сами выбрали этот предмет, сами стали его преподавать. Ну а то, что именно ваш предмет включен в программу и обязательный экзамен – этим гордиться надо, а не сетовать на это.
Лучше всего не обвинять сторонние силы (администрацию школы, министерство образования) в том, что данный предмет и именно этот материал включены в экзамены, а попробовать убедить своих слушателей, что материал включен в обязательную программу вполне обоснованно и обсудить причину со своими слушателями.
Упрощение материала
Не старайтесь сделать материал более простым, чем он есть на самом деле. Придайте ему новую форму, более доступную для понимая, приводите примеры из жизни, но никогда не убирайте из материала важные вещи. Не обедняйте содержание самого материала.
Оправдание учеников
Никогда не оправдывайте учеников тем, что этот материал слишком сложен для их понимания. Если они его не понимают, значит, вы неправильно объясняете. В том, что ваши слушатели не усваивают материал, только ваша вина, и больше ничья.