ПОДЕЛИТЬСЯ

Искусство приказывать

Опытные руководители естественно знают, как управлять подчиненными. Но вот молодых руководителей ждет на этой тропе множество подводных камней, и в первую очередь – как приказывать людям. Ведь давно канули в лету те времена, когда люди держались за рабочее место когтями и зубами, несмотря на отношение к ним руководителей. Теперь же все изменилось, и знающий себе цену специалист вполне свободно может перейти работать в другую компанию.

В первую очередь очень важна точная формулировка приказа. Среднестатистический руководитель отдает за день сотни приказов и распоряжений.  Ваше распоряжение может быть не выполнено или выполнено неточно просто потому, что подчиненные его не так поняли.

Однако, иногда невыпонение приказов не связано с непониманием сути приказа. При этом проблема уже достаточно глубока и связана, скорее всего, просто с антипатией к руководителю (как к человеку или начальнику). Поэтому мудрому руководителю нужно научиться строить со своими подчиненными нормальные деловые отношения. Нужно выяснить, почему подчиненные не принимают ваших целей и задач, что за этим кроется: личная неприязнь или непринятие ваших методов работы.

При этом следует понимать, что любой человек будет делать что-либо, только имея личную выгоду (в данном случае зарплату). То есть, для точного и своевременного выполнения приказов, нужно подчиненных как-то мотивировать.

Есть несколько психологических приемов, позволяющих донести до подчиненных суть и цель поставленной задачи.

Во-первых, нужно учитывать уровень образования подчиненного, которому отдается приказ, и говорить с ним «на одном языке».  Если у него нет академического образования либо это новичок в фирме, то не стоит переполнять свою речь специфическими терминами и иностранными словечками. Во-вторых, приказ должен быть сформулирован четко, ясно, без всяческих метафор и примеров. То есть не нести в себе иронии или скрытого смысла.

В-третьих, приказ не должен содержать в себе указания на себя, т.е. таких фраз, как «я хочу», «мне нужно».  Такая формулировка приказа никак не сблизит руководителя с подчиненными, а только вызовет внутренний протест «тебе нужно – ты и делай».

В разговоре с подчиненными не следует выражать свои требования грубо и оскорбительно. Давно прошли те времена когда «вид перед начальством нужно иметь слегка придурковатый». Со своими сотрудниками нужно быть корректным, не принижать их достоинства иронией или сарказмом. Не стоит в разговоре с сотрудником, выбранным для выполнения предстоящего приказа, разговаривать и с сомнением в его квалификации. Раз вы его выбрали, значит он достоин этой задачи. Критикуя его, вы критикуете и себя.

При обращении к сотруднику постарайтесь обращаться к нему как личности, т.е. по имени, а не абстрактно «как вас там».

Приказ будет лучше звучать в форме просьбы. И хотя все подчиненные прекрасно осведомлены о том, что это приказ, все же психологически слова «не могли бы вы…» действуют лучше, чем «вы должны».

При этом следует понимать, что любой человек будет делать что-либо, только имея личную выгоду (в данном случае зарплату). То есть, для точного и своевременного выполнения приказов, нужно подчиненных как-то мотивировать.