В последнее время все чаще деловые разговоры между сторонами проводятся в неформальной обстановке за обедом или ужином. Правда, во время этих встреч тоже действуют кое-какие правила, которые нужно соблюдать, чтобы встреча прошла с наилучшими результатами для обеих сторон.
Во время деловых встреч в неформальной обстановке очень легко совершить ошибки, которые могут оказаться роковыми, так как окружающая остановка расслабляет и заставляет терять бдительность.
Так как же провести деловую встречу в ресторане, если вы принимающая сторона?
Во-первых, раз вы хозяин, то и столик в ресторане заказывать вам. Причем, делать это нужно заранее. Попросите секретаря или, если вы такой важный момент встречи помощнику не доверяете (а может у вас и секретаря нет), то закажите столик сами. Лучше всего заказать столик через интернет, а не по телефону. Во-первых, вы увидите фото обстановки ресторана, во-вторых, узнаете предлагаемое меню, а в-третьих, сможете почитать отзывы об этом ресторане и качестве обслуживания. После того, как вы заказали столик, предстоит сама деловая встреча. Оденьтесь стильно и элегантно, не допуская в своем облике каких-либо нюансов, говорящих за то, что вы пришли отдыхать. Нет, вы пришли на деловую встречу и ваш образ должен соответствовать образу делового и серьезного человека.
По поводу поведения в ресторане – существует несколько весьма распространенных ошибок, которые могут свести все предварительные переговоры на «нет».
Самая распространенная из таких ошибок – это грубое отношение к обслуживающему персоналу. Ни в коем случае нельзя допустить грубости или хамства в отношении других людей, даже если они намного ниже вас по социальной лестнице. Это говорит о том, что если вы позволяете себе хамское отношение к более слабым, то такое же поведение вы можете продемонстрировать и в делах с себе равными. Отношение к персоналу ресторана должно быть ровным и вежливым.
Ни в коем случае не опаздывайте на встречу. Этим вы показываете неуважение к партнеру. Кроме того, вы заставляете его униженно ожидать, когда вы с высоты своей должности снизойдете до «просителя». В случае непредвиденных обстоятельств (ведь бывает же стечение обстоятельств, которое от вас не зависит, например, проколотое колесо у вашего автомобиля) правильным будет позвонить и предупредить об опоздании. И не стоит приходить на встречу слишком рано. Максимум за 5 минут до назначенного времени. Этим вы покажете, что сильно заинтересованы в результате встречи, так что ваш партнер может почувствовать себя в более выигрышном положении.
Не стоит брать на встречу подругу или жены – встреча ведь деловая. А женщина, если только она не является доверенным работником вашей компании, является посторонним человеком на встрече. Кроме того, если даже вы не планируете никого брать на эту встречу, отправьте вашему партнеру письмо (или уточните в разговоре) список ли, которых вы, возможно, возьмете с собой на встречу. И попросите взаимной вежливости. Если ваш оппонент вышлет вам список людей, с которыми он придет на обед/ужин, и в их числе будут такие, как юрист, коммерческий директор ил другой специалист, который отвечает за некоторые задачи, то можете смело брать с собой проект договора – скорее всего решение принято и оно положительное.
Во время встречи не следует начинать переговоры немедленно. Лучше всего вести переговоры после употребления основного блюда. Во-первых, это даст вам время, чтобы присмотреться друг к другу, а во-вторых – сытый человек – добродушный человек.
По завершении встречи, независимо от ее результатов, нужно поблагодарить собеседника. Кроме того, можно прислать дублирующее благодарность письмо, в которое, пользуясь случаем, вложить прайс-лист или коммерческое предложение.
И самое главное – не налегайте на алкогольные напитки во время встречи.