«-Кем ты станешь, когда вырастешь?
-А разве я не буду самим собой?»
Начинается учебный год и многие родители обеспокоены тем, как ребенок будет учиться.
Начать можно с того, что заставить — это не хороший вариант, что намного эффективнее мотивировать и вдохновлять. Если эта тема будет интересна — я об этом буду писать. Сейчас у меня у самой первоклашка и мне предстоит заняться этим вопросом плотно) Я уже купила себе обучающий курс для родителей. Поэтому напиши в комментариях, насколько это важно — и тогда я через статьи буду делиться своими знаниями, своим опытом — победами и поражениями.
Но возвращаясь к хорошим отметкам…
Это очень важный вопрос и изначально нужно разобраться — а зачем ребенку хорошо учиться? Что это для тебя? Часто ведь мы что-то перепутали в детстве и не совсем понимаем что и для чего делаем.
Если спросить у взрослого человека, зачем учиться хорошо, то чаще всего можно услышать, что если хорошо учиться, то потом можно поступить в ВУЗ и потом найти хорошую работу. И предполагается, что от этого человек станет счастливым. Но если посмотреть на детей — они счастливы и без этого. И если посмотреть на взрослых, то от красного диплома счастье не зависит, а часто и хорошая работа не зависит от образования.
Я не пишу, что вообще давайте отменим школы и будем счастливы, я просто пытаюсь прояснить ситуацию.
Часто в детстве нас хвалили за пятерки, и ругали за двойки, и мы сделали вывод, что любят за хорошую учебу. Но это не правда. Истинная любовь вообще не зависит от оценок.
Часто взрослые исправляют в детях свои ошибки. Если мама сама была двоечницей, то приложит все усилия, чтобы дочь стала отличницей. И совесть мамы будет чиста.
Вообще стремление все оценивать, все делить на «хорошо» и «плохо» прививается в детстве. Это не плохо, но нужно понимать что мир делится не только на «белое» и «черное», и все в мире относительно.
Вчера мой сын спросил: “Что самое важное в школе?”. И я предлагаю тебе подумать над этим вопросом. По-твоему — что?
Математика? Литература? Биология?
Мне лично кажется, что школа учит другому. Помимо знаний, школа дает очень важные жизненные уроки. Учит дисциплине, взаимодействию с социумом, умением находить решения и ответы, учит ответственности. Как в свое время сказала одна из моих учителей — ты не должна знать все, но ты должна уметь искать то, что тебе нужно, знать где и как.
Что важно делать?
Важно поддерживать интерес ребенка в том предмете, который у него хорошо получается, а не пытаться подтягивать отстающий.
Это главная ошибка нашей системы образования. Все должны быть отличниками во всем. Так не бывает (бывает, но это стресс и убийство таланта). Если у человека (а ребенок это человек) хорошо получается математика и не получается писать сочинения, нужно развивать математические способности. А у нас обычно такому человеку сразу усиленно помогают развивать писательство. Рассуждение такое — математика и так хорошо, а вот пишет плохо — недопустимо чтобы было 3 по литературе! А ведь намного логичнее было бы развивать еще сильнее то, что в нем и так заложено — у ребенка талант, и он может стать в этой области выдающимся человеком. Но учителя и родители предпочитают направлять усилия на слабое звено.
Это не логично. И не полезно. Ребенок тратит силы на то, в чем таланта у него нет. Еще и сокрушается, что он никчемен, не обращая внимания на те сферы, где он очень силен, и считая, что в этом нет ничего особенного.
Подумай об этом. Вспомни себя, и просто проанализируй.
Что нужно делать обязательно?
Нужно всячески давать понять ребенку, что ты любишь его, независимо от оценок в школе. Что это НИКАК не связано.
Помогай ребенку делать домашние задания, но не делай за него. Когда ты помогаешь ребенку, он чувствует твою поддержку и твою любовь. Когда ты делаешь за него, ты показываешь ему, что он глупый, что он не справится. Конечно сразу почувствуешь себя умнее и “больше”, но ребенку от этого лучше не будет. Не превращайся в тирана, доноси важность образования словами — что ребенок получит через образование. Напиши для себя “ценность” хорошего образования. И объясни ребенку.
Если ты расстраиваешься, когда у ребенка плохие оценки, прежде чем ругать его, подумай. Почему ты расстраиваешься? Что страшного и неприятного для тебя в его оценках? Чего ты боишься? Когда ты честно ответишь на эти вопросы, окажется, что ребенок тут вообще ни при чем. Это твои страхи, твои травмы и твои ожидания.
Подумай, сколько психологических травм было получено в детстве? Не повторяй ошибок своих родителей, дай ребенку возможность жить свою жизнь, а не твою.
Если у тебя трудности с эмоциями, есть психологические травмы, в твоих отношениях не все хорошо, и ты понимаешь, что надо что-то с этим делать, приходи на бесплатную консультацию. На этой консультации мы поищем твою самую большую боль. Записаться на консультацию можно через эту форму.
«-Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
— Счастливым.
-Ты не понял вопроса.
-Вы не поняли жизнь…»
Ирина Бойко
Коуч, консультант по семейным отношениям